Оглавление | Назад | Далее | Глоссарий понятий
Частным случаем задачи линейного программирования является транспортная задача.
ТЗ в общем виде состоит в определении оптимального плана перевозок некоторого однородного груза из m пунктов отправления А1 , А2 , ..., Аm в n пунктов назначения B1 , B2 , ..., Bn. В качестве критерия оптимальности можно взять минимальную стоимость перевозок всего груза, либо минимальное время его доставки.
Рассмотрим задачу с первым критерием, обозначив через сn тарифы перевозок единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт
назначения, через ai - запасы груза в пункте Аi через bj - потребности в
грузе пункта Bj , xij - количество единиц груза, перевозимого из i-го пункта
в j-й пункт.
Составим математическую модель задачи. Так как от i-гo поставщика к j-му потребителю запланировано к перевозке xij единиц груза.
Таблица 2.2
Поставщики |
Потребители |
Запасы |
|||
B1 | B2 | ... |
Bn | ||
А1 | C11 X11 |
C12 X12 |
... |
C1n X1n |
a1 |
А2 | C21 X21 |
C22 X22 |
... |
C2n X2n |
a2 |
... | ... |
... |
... |
... |
... |
Аm | Cm1 Xm1 |
Cm2 Xm2 |
... |
Cmn Xmn |
am |
Потребности | b1 |
b2 |
... |
bn |
∑ai=∑bj |
Соответственно математическая постановка задачи состоит в определении минимума целевой функции
(2.17) |
при условиях:
(i = l, ..., m), | (2.18) | |
(j = 1, ..., n), | (2.19) | |
xij ≥ 0 |
(i = l, ..., m; j = l, ..., n). | (2.20) |
Всякое неотрицательное решение систем уравнений (2.18)-(2.20), определяемое матрицей X=(xij ), называют опорным планом ТЗ, а план
X*=(xij ), при котором функция Z принимает минимальное значение - называется оптимальным планом ТЗ.
Все данные, а затем и опорный план, удобно занести в распределительную таблицу (см, в примерах параграфа).
Если общее количество груза в пунктах отправления и общая потребность в нем в пунктах назначения совпадают, т.е.
(2.21) |
то модель ТЗ называется закрытой.
Теорема 4. Любая транспортная задача, у которой суммарный объем запасов совпадает с суммарным объемом потребностей, имеет решение.
Для доказательства теоремы необходимо показать, что хотя бы один план задачи и линейная функция на множестве планов при заданных условиях существу ограничена.
Доказательство:
Тогда величины xij = aibj /M (i = 1, 2, ..., m; j = 1, 2, ..., n) являются планом, так как они удовлетворяют, системе ограничений (2.18), (2.19). Действительно, подставляя значения xij в (2.18) и (2.19), имеем
Выберем из значений Cij наибольшее С'= mах Cij и заменим в линейной функции (2.17) все коэффициенты на С' тогда, учитывая (2.18), получаем
Выберем из значений Cij наименьшее С''=min Cij и заменим в линейной функции все коэффициенты на С'' тогда, имеем
Объединяя два последних неравенства в одно двойное, окончательно получаем C"M ≤ Z ≤ C'M, т. е. линейная функция ограничена на множестве планов транспортной задачи.
Ч.Т.Д.
Если общее количество груза в пунктах отправления и общая потребность в нем в пунктах назначения не совпадают ТЗ называется открытой. Введением фиктивного потребителя (если ), или фиктивного отправителя (если , любая задача приводится к закрытой модели (во всех фиктивных ячейках таблицы полагают cij= 0).
Для разрешимости задачи равенство (2.21) является необходимым и достаточным условием.
Нахождение опорных и оптимального планов ТЗ можно вести симплексным методом, но, ввиду специфики ТЗ, и большого ее прикладного значения, разработаны специальные методы.
Нахождение опорных планов ТЗ можно осуществить одним из пяти методов: северо-западного угла, минимальной стоимости, аппроксимации Фогеля, двойного предпочтения и дельта-метода.